«Когда отношения становятся формой» Ценность эфемерного или капитализация выставки
442 0
Вопрос о том, как выставки пишут историю и создают ценности, приобрел особую актуальность благодаря экспозиции «Когда отношения становятся формой — Берн 1969/Венеция 2013» летом 2013 года в Фонде Прада в Венеции. Она отсылала к Бернской выставке 1969 года «Когда отношения становятся формой» (When Attitudes Become Form), которая сделала процессуальность и преходящесть важными понятиями не только истории искусства, но и совсем еще молодой истории выставочного дела. И хотя другие кураторы в конце 60 — начале 70-х годов тоже работали с этой проблематикой и делали на этом акцент в своих проектах, слава швейцарской выставки и ее куратора Харальда Зеемана намного превзошла остальных. Реконструкция этой выставки показала смену смыслов не только в эстетическом плане. Изменения временнЫх и материальных условий экспонирования объектов сопровождались еще большими различиями в капитализации отдельных работ, участвующих художников, кураторов и самой выставки. Анализу этих процессов посвящен настоящий доклад.
Лекция Беатрис фон Бисмарк завершает проект московского Гете-института «Что такое хорошо… в искусстве», задуманный и реализуемый с октября 2013 до октября 2014 г. в сотрудничестве с Государственным центром современного искусства и Московским музеем современного искусства. Серия лекций известных теоретиков и практиков современного искусства демонстрирует различные подходы к проблеме определения качества искусства и формированию критериев его оценки.
Беатрис фон Бисмарк, профессор истории искусства, визуальных и искусств и культуры кураторской деятельности в Высшей школе графики и полиграфии, Лейпциг. 1989–1993 Институт искусств Штеделя, Франкфурт-на-Майне (Städelsches Kunstinstitut), отдел ХХ века. 1993–1999 Университет г. Люнебург, участвовала в создании и руководстве проектом «Kunstraum der Universität Lüneburg». 2000 участвовала в создании и руководстве проектом /D/O/C/K-Projektbereich der HGB. 2009 инициировала учебный курс «Культура кураторской деятельности». В настоящее время исследования в следующих областях: теоретические и практические методы культурного производства, кураторское дело, определение художественного труда, культурная практика и эффекты глобализации, функции пост-модернистского образа художника.